МОЖАЙСК - священный город русских. XVI век
Геннадий Мокеев
ОТ АВТОРА
Летом 1593 года на пути в
Москву посол германского императора Николай Варкоч не был допущен
сопровождавшими его русскими боярами-приставами в Можайск под теми
предлогами, что для такого допуска не имелось указания Государя, да к тому
же это у русских - священный город. Несмотря на болезненное состояние
Варкоча и его желание остановиться на городском посаде, посольство
немцев-католиков было размещено в загородной Ямской слободе.
Когда спросили одного из русских,
почему Можайск считается священным, он ответил, что у них тут в крепостной
церкви деревянный образ святителя Николая, которому делают
приношения не одни жители Можайска, но народ со всей страны ходит туда на
богомолье и для жертвований; да и сам Великий князь каждый год жалует туда
вклад Святому. У кого заболит рука, нога или другой какой член тела, тот
человек, как бы ни жил оттуда далеко, приходит в Можайск, прикасается к
святителю Николаю и оттого выздоравливает.
Другой рассказал, как однажды
Великий князь велел принести образ святителя Николая в город Москву, чтобы
самому исходить к нему всякий раз далеко: вот вечером и поставили его в
Москве в одной церкви, а на другой день он опять стоял на своем месте в
крепостной церкви в Можайске. Сказывали также, что однажды в Можайске был
пожар и святой их Николай бежал от огня: сделал было уже добрую часть
пути, когда можайцы погнались за ним, догнали и опять отнесли в крепостную
церковь, где он находится доныне.
Стефан Гейс, записавший рассказы,
заметил под конец о русских: “Они говорили много такого и подобного о
святителе Николае, однако ж, это — невозможное дело!”1
Приведенное историческое известие
интересно тремя отдельными сообщениями (выделены жирным текстом): Можайск
— Священный город, главная его святыня—чудотворный образ св. Николая, к
нему совершается паломничество христиан со всей Русский земли на
богомолье, для жертвований, за помощью от болезней и бедствий.
О смысле указанных сообщений
можно поначалу заметить следующее. Люди приходили-приезжали в Можайск
конечно из разных городов: Москвы, Новгорода, Твери, Углича, Владимира,
Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Рязани... Но любой из этих городов
сам красовался тогда, в XVI веке чудными монастырями, десятками, а то и
сотнями деревянных и каменных замечательных церквей, — в общем, каждый
город имел святой облик. Тем не менее, русский православный народ выделил
названием “священный” только Можайск. Насколько известно, больше ни к
одному городу Руси, даже Киеву, Москве, не применялась подобная
характеристика. Перед нами, таким образом, особенный случай, уникальное
для Руси историческое, культовое, градостроительное явление, рассмотреть
которое более внимательно — целесообразно во всех отношениях.
Приведенное известие было
опубликовано впервые в 1874 году и, следовательно, давно знакомо
историкам, краеведам, в том числе можайским: А. Величкову, Н. Виноградову,
В. Горохову... Знакомы были также другие подобные известия о Можайске, как
русские, так и иностранные. Однако никто до сих пор не попытался
исследовать само уникальное явление, ничего не написал более о Священном
городе. Это можно объяснить чрезвычайными трудностями изучения Можайска
XIV-XVI веков, сложностями рассказа о его почти полностью исчезнувшем
градостроительном наследии, наконец, спецификой темы.
Прежде всего необходимо отметить,
что не существует каких-либо хроник-летописей, которые бы освещали историю
города, его топографию, облик. Такие летописи имеются для Москвы,
Новгорода, Пскова, Владимира, Твери и других городов. Для небольшого
Можайска они отсутствуют. Актовый материал города сохранился лишь с самого
конца XVI века (1586-98 гг.). Но уже в Смутное время начала XVII века
(1605-19 гг.)Священный город был почти полностью разгромлен
польско-литовскими интервентами и последующие можайские документы лишь
зафиксировали этот страшный погром.
Можайск конечно возродился, хотя
уже далеко не таким многохрамовым, многоглавым, каким был до погрома.
Истерзанной, истощенной оказалась после Смутного времени вся Русская
земля. Поэтому и поток богомольцев-паломников был поначалу слабым и лишь
позднее, набрав силу, стал способствовать возрождению города. Как бы в
скромную компенсацию нанесенного Можайску непоправимого ущерба, в конце
XVII века для св. Николы Можайского (так в старину называли чудотворный
образ) был выстроен замечательный “огненный” соборный храм. Но и он долго
не просуществовал: в начале XIX века храм был перестроен и, по существу,
исчез, замурованный отдельными своими частями в новом “псевдоготическом”
городском соборе. Гигантский собор во имя св. Николая Можайского доныне
вздымается над городом. Однако не так давно из него “вынули душу”: увезли
в Москву, “освободив” от драгоценностей, чудотворный образ самого св.
Николы Можайского.
Весь этот печальный исторический
процесс довел объем наследия некогда Священного города почти “до
нуля”.
Произошли, можно сказать,
“качественные” изменения и с другой стороны, со стороны людей XX века.
Стало много “духовно ущербных”атеистов. Разрыв с прошлым углубился до
того, что люди перестали, разучились ценить святыни: стала даже расхожей
поговорка, что “для нас нет ничего святого”. Мало кто, подобно предкам, в
состоянии ныне воспринять душой и сердцем сокровища древних святынь. Мало
кто уже знает, кем был для каждого русского человека св. Николай, какое
значение придавалось в русском народе его Можайскому образу. К тому же
оказались трудно воссоздаваемы даже умозрительно вид древнего надвратного
храма, где находился чудотворный образ, сказочный облик Священного города.
И здесь все сократилось “почти до нуля”.
Чтобы стало возможным как-то
представить сегодня исчезнувшую Триединую Святыню русского народа
“икону-храм-город”, учтя конечно обстоятельства ее появления и
существования, потребовалось собрать имеющиеся скудные сведения о ней,
внимательно эти сведения проанализировать, изучить.
При этом пришлось столкнуться с
такими удивительными явлениями, которым так и хотелось дать восторженную,
но недоверчивую оценку Стефана Гейса: “однако ж, это — невозможное дело!”
Здесь и былое “чрезмерное” общенародное поклонение св. Николе Чудотворцу,
чуть ли не превосходившее поклонение всем христианским святым в
совокупности; и происходившее постепенно искажение Можайского образа
Святого из “защитника” в “завоевателя”; и полу тысячелетнее паломничество
православных христиан со всей Святой Руси “к Николе, в Можаеск”; и наличие
когда-то в этом сравнительно небольшом городе 75 храмов, 16 монастырей,
подворий московских Государей: царского дворца со служебными дворами,
отдельного дворца царицы, патриаршего дворца и других дворов и
подворий.
Все это — было. Требуется лишь
непредвзято и, по возможности, подробнее рассказать об исчезнувшей и
забытой Триединой Святыне русского народа.
|
Тропа к древнему Можайску |
|