Книга «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».
СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД
Не было на Руси города более
святого, чем Киев. С середины Х века, со времени всеобщего крещения
киевлян в 988 году поднялись его христианские храмы-святыни. Как записал
Нестор-летописец в начале XII века: "Куда же древле погании жряху бесом на
горах, туда же ныне святыя церкви стоят златоверхия, каменнозданныя, и
монасты-реве исполнены черноризиц, беспристани славя-ще Бога в молитвах, и
в бдениях, в постах, во слезах, - их же ради молитв мир стоит!"
Некоторые монастыри были родовыми
усыпальницами целых княжеских династий: святославичей, Всеволодовичей,
ольговичей, ростиславичей. А Киево-Печерский монастырь явился той святой
Лаврой, из которой в епархии поставлялись русские архиереи.
Но Киев был стольным городом
Руси, могучей южно-русской крепостью, а также гигантским торжищем
Восточной Европы. Эти функции были в нем не менее значимы, чем функция
культовая. Как восклицал один из князей; "И кто убо не возлюбит киевского
княжения, понеже вся честь, и слава, и величество, и глава всем землям
русским - Киев! И от всех дальних многихъ царств стекахуся всякие
человецы, и купцы, и всяких благих от всех стран бываше в нем!"
Страшный погром учинили в Киеве
монголо-татарские орды хана Батыя. В черный день 19 ноября 1240 года
красивейший город превратился в огромную руину, усыпанную десятками тысяч
погибших киевлян: воинов, стариков, женщин, детей. Проезжавший здесь
спустя несколько дней в монгольскую ставку римский посол Плано Карпини
зафиксировал эту жуткую картину.
В 1380 году "князь великий
Дмитрий с братом своим с князем Володимером ста на костех татарских на
поле Куликовом,.. сам приехал Богом храним в стольный и великий град
Москву, в отчину свою". В 1480 году великий московский князь Иван III
окончательно порвал с татаро-монголским игом. Москва стала преемницей
славы древнейшей русской столицы: "ныне Киев ни во что положиша, и вся из
него переносят в Москву". В Москве оказались "столы" не только великого
князя, но и митрополита всея Руси. В ней был выстроен на рубеже XV-XVI
веков неприступный Кремль, затем в XVI веке еще три линии укреплений:
Китай-город, Белый город, Скородом. Она стала гигантским международным
торжищем. В ней постепенно поднялись храмы златоглавые, каменнозданные, и
монастыреве наполнились черноризиц, славящих Бога!
Рассматривая другие крупные
многохрамовые, многоглавые древнерусские города: Новгород, Псков, Полоцк,
Смоленск, Владимир Волынский, Чернигов, Переяславль, Владимир Залесский,
Тверь, Рязань, Ярославль, Нижний Новгород... можно также отметить их
многофункциональность. В них ярко и почти в равной степени были проявлены
функции столичные, культовые, оборонительные, торговые,
ремесленно-хозяйственные...
Чтобы город оказался "священным"
его культовая функция очевидно должна превалировать над другими функциями.
В таком городе конечно должна иметься хотя бы одна величайшая по
значимости (!) культовая реликвия (причина святости города). К объекту
поклонения должно развернуться паломничество верующих со всей страны, а
сам город - соответствующим образом трансформироваться, видоизмениться
(следствие святости) или, говоря иначе, "наполниться" храмами,
монастырями, дворцами-подворьями власть имущих страны. Все это и
обнаруживается в небольшом Можайске. А главный внешний признак Священного
города - это постоянное "течение" в него богомольцев.
|
Топонимика Священного города. А-"город",
Б-торг, В-посад и слободы |
|