Книга «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Можайская Триединая святыня
русского народа "икона-храм-город" была разделена на составные части еще в
начале XVII века. Судьба разъятых частей оказалась разной. Есть смысл
рассмотреть историю частей в обратном порядке, то есть сначала уделить
внимание Священному городу, затем коснуться храма, наконец - иконы.
За 8 лет с 1605 по 1613 годы на
Москве сменилось четыре царя и выбрали пятого. Было еще четыре претендента
на царский трон и серьезнее всех - польский королевич Владислав, которому
московские бояре даже присягали в 1610 году. В указанные годы Московское
государство оказалось ввергнуто в страшное бедствие - Смутное время или
время смут. Войска иноземцев, разного рода банды русских и
иноверцев-инородцев безнаказанно двигались по Русской земле. Были
разграблены и сожжены десятки городов, тысячи сел, деревень, монастырей,
храмов. Свирепствовали разбой и смертоубийства, воровство и разруха,
предательство и обман, особенно в речах лжецарей. Патриарх Филарет, отец
вновь избранного царя Михаила Романова, так охарактеризовал позднее
причины всех этих трагических событий, причины Смутного времени:
"Московские же народи, не
разумевше бывшаго лаятельства сего, сотвориша пустотная и злая, оскудевши
умы своими: помрачиста бо ся очи их не видети суеты и яже своея погибели
не разумеша, и не возмогша отринути, наипаче сами себя в напасть
ввергоша".46
Польско-литовские войска, то как
друзья, то как враги, несколько раз проходили в Москву через Можайск,
останавливались в нем. Наконец перед Можайском под селом Клушиным 24 июня
1610 года в крупном сражении решилась судьба древней Москвы, а за ней и
Священного города. В решительный момент битвы русских с польско-литовской
армией, наемники царя Шуйского - католики французы, немцы, шведы - перешли
на сторону католиков-поляков. Предательство и решило исход битвы - русские
были разгромлены. После этого был не только окулирован интервентами
Можайск. Новое предательство, на этот раз московских бояр, силой убравших
царя Шуйского и вознамерившихся отдать царский трон королевичу Владиславу,
погубило Москву: летом 1611 года она была поляками сожжена.
Выброшенные затем из Москвы в
1612 году народным ополчением Минина и Пожарского, интервенты по пути в
Польшу захватили с собой в 1613 году общерусскую Святыню - св. Николу
Можайского. Перед отступлением поляки и литовцы сожгли почти весь Можайск,
включая его монастыри и храмы, предварительно разграбленные. Большая часть
монахов, священнослужителей, жителей города была перебита. Исчезли целые
слободы, улицы и переулки посада. Тогда же были разграблены и сожжены
государевы дворы: царя, царицы, патриарха.
Существует Опись Можайска 1614
года, сделанная на другой год после ухода интервентов - Опись страшная по
своему содержанию. В ней указаны уничтоженные и сохранившиеся дворы в
разных частях города. Из нее можно узнать, что в Богоявленской слободе
было уничтожено 62 двора, осталось 18, "а посадских людей и их жен и детей
в прошлом во 121 (1613) году литовские и польские люди побили и дворы их
пожгли". В Сретенской и Ореховской слободах было уничтожено 74 двора,
осталось 20, "а посадских людей и их жен и детей... (далее тот же рефрен).
В Настасьинской слободке было уничтожено 17, осталось 4 двора," "а
посадских людей..." (тот же рефрен), в Никольской уничтожено 25, осталось
5, в Острожной соответственно 31 и 8, в Усть-Можайской - 34 и 6. В
Ивановской слободе уничтожено 25 дворов вместе с населением, в
Ново-Никитской - тоже 25, в Четверодворской - 28, в Шиздиковой - 12, в
Лужецкой - 35, в Большой Клушинской 34 (в 1616 году Клушинская слобода
упоминается уже "пустой"). Всюду, в отношении каждой слободы или улицы
бесстрастная запись: "а посадских людей и их жен и детей в прошлом во 121
году польские и литовские люди побили и дворы их пожгли".47
Но этого показалось полякам мало.
Зимой 1617 года к восстановленной русскими крепости подошел с войсками
польский королевич Владислав на пути в Москву, в безумии своем надеясь
силой отвоевать царский трон, на котором с 1613 года уже сидел избранный
народом юный царь Михаил Федорович. Долгие 8 месяцев Владислав напрасно
пытался взять можайскую неприступную твердыню. Тогда он поставил на
Брыкиной горе всю свою артиллерию и в бессильной злобе многодневной
канонадой стер с лица земли остатки Священного города.
После этого Можайск был ему уже
не нужен. Королевич снял осаду и ушел к Москве добывать там себе трон.
Опись Можайска 1629 года подробно
указывает уже пустые места стоявших до "литовского разорения" монастырей и
храмов, то есть сожженных в 1613 году или добитых пушками в 1618-м. Не
говоря о деревянных храмах, сожжены оказались даже каменные в крепости и
Лужецком монастыре. От попадания ядра в пороховую казну палатки у
Никольских ворот крепости были разрушены взрывом внутренняя часть ворот и
надвратный храм Воздвижения Креста Господня. Из всего города уцелел
каким-то чудом Старый белокаменный Никольский собор, да надвратная
Никольская церковка-часовня.48
Так погиб Священный город
русских.
Славяне имеют к братской Польше
особый, многовековой счет. Польша могла быть могучей вершиной славянского
мира, но она оказалась его "черной дырой". В Х-XII веках поляки были
усердно заняты уничтожением западных полабских и поморских славян. Славяне
эти сотни лет успешно отбивались от германцев и норманнов с запада и
севера. Поляки стали бить с востока, в спину обороняющихся, пока после
провозглашения на западных славян папой римским крестового похода,
одновременного удара со всех сторон, эти славяне не были разгромлены.
Поляки захватили Поморье, но не смогли его удержать: оно стало немецкой
Померанией.
В XIV-XVII веках поляки вместе с
литовцами были опять усердно заняты уничтожением Руси, еле отбивавшейся от
азиатских орд. И если татары громили русские земли с востока и юга, то
поляки били с запада, опять в спину обороняющихся.
В предательскую польскую "черную
дыру" и провалился в начале XVII века Священный город русских.
Но Можайск возродился, хотя и не
таким, каким был в XVI веке. За целое столетие - XVII век - он снова встал
в число значительных подмосковных городов. Однако судьба опять оказалась к
нему безжалостной. В 1812 году, как и в 1612 году, все повторилось. И
битва перед Можайском на Бородинском поле, и сожжение Москвы, и разорение
уже немногочисленных можайских святынь. "Дом святого Николы" погибал
вместе с "Домом Пресвятой Богородицы". Однако если Москва
восстанавливалась, быстро возрождалась как столица, это происходило с
трудом в маленьком Можайске.
|
Вид города Можайска в конце XVIII
века.
|
Еще в начале XVIII века, с
переносом столицы Русского государства в Петербург, с переездом туда
царского двора, родовитых русских семей, паломничество в Можайск утеряло
блеск знатных богомольцев. Отнялось подаяние у "кормившихся" их щедротами
последних можайских монастырей и посадских храмов. Можайск деградировал, в
том числе и по культовой функции. В конце XVIII века, как в любом
провинциальном городе, в нем насчитывалось не более 20 храмов, из которых
только 8 были посадскими. В 1802-04 годах была разобрана каменная крепость
1626 года, Никольские ворота и надвратный собор 1685 года замурованы в
Новом Никольском соборе.
Сегодня этот собор снова
"зашевелился". Закрытый окончательно для церковной службы в 1933 году, он
использовался для разного рода заведений и производств. В последнее время
здание собора занимала "Галстучная фабрика". Для нее подвели водопровод,
но за отсутствием канализации, воду сливали под северную стену храма, то
есть там, где проходит линия оползня крутой крепостной горы.
Искусственно оказалась создана
угроза сползания под гору и разрушения гигантского можайского собора.
Северная стена храма уже имеет опасные и "живые" трещины. Все это является
не простым домыслом - еще от 1908 года имеется Дело об оползании Соборной
горы, когда в склон этой горы было забито множество свай для его
укрепления.
В 1933 году был "экспроприирован"
св. Никола Можайский. Собственно нужен был не он сам, а его баснословное
по богатству одеяние. Святыню поначалу на месте "освободили" от ее вековых
драгоценностей, затем отправили в Москву в реставрационную мастерскую И.
Грабаря (!). Вполне научным методом здесь из деревянной статуи под видом
реставрации изначального образа выковыряли золото и серебро, а саму статую
передали затем в Третьяковскую галерею. Там ее "приложили" к таким же
"освобожденным от драгоценностей" другим святыням русского народа,
собранным из других святых мест.
Недавно я видел св. Николу
Можайского. Он был без ног ("ботинки" вероятно находились в реставрации),
и стоял почему-то наклонно вместе со своим деревянным мечем в правой руке.
Небесный "град Можае" в другой руке как бы наклонил статую влево своей
тяжестью. Меня привела к Святыне в строго охраняемый запасник галереи
Наташа. Она собиралась к св. Николе давно и, наконец собравшись,
прихватила с собой меня. По дороге она слушала мой рассказ о былом
многовековом паломничестве к Святыне для поклона ей и молитв тысяч,
миллионов русских людей, включая князей, царей. Мы долго и тщательно
осматривали статую. Наконец - отошли от нее и уже на расстоянии смотрели
на ее "пошатнувшееся Величество", суровую простоту, строгость темного
дерева фигуры. И вдруг неожиданно для меня Наташа упала на колени перед
Великим Чудотворцем и трижды поклонилась долу. Когда она поднялась, у св.
Николы Можайского лицо было не надменным, и даже не скорбным, - на нем
блуждала странная, словами непередаваемая улыбка. Может быть мне это так
показалось. Наташу через неделю должны были оперировать в больнице.
Операция была небезопасной. И когда она прошла успешно, я позвонил еще
через две недели справиться о здоровье. И услышал в ответ: "Хорошо, что мы
побывали у св. Николы. Он после этого был уже со мной и очевидно услышал
мою молитву. Чувствую себя много лучше, чем раньше. Я верю: Великий
Чудотворец помог мне в трудную минуту, помог мне выжить"!
|
|