Книга «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».
ЧУДОДЕЙСТВИЯ
Иконы, ознаменованные чудесами и,
по вере молящихся, чудодействующие, относят к чудотворным. "В них Бог
"дивный во Святых Своих" становится присущ уже не в одном изображении, а в
животворящей силе. Хотя Он присущ Своею силою всем священным иконам, но
некоторые избирает для Себя особенными орудиями, дабы вера смертных,
вековыми от них чудотворениями возбуждаемая, могла вполне раскрываться и
утверждаться. А где вера - там и чудеса!" - писал в прошлом веке
И.Снегирев.24
Московский митрополит Филарет
(Дроздов) говорил тогда же о чудотворных иконах: "Иногда икона, паче
другой, может получить благословение и качество чудотворности, если ее
написал и молитвенно употреблял человек, исполненный благочестия и
благодати... К святым местам, ознаменованным явлениями чудодейственной
силы Божией, верующие притекают с особенным благоговением и усердием.
Каким образом некоторые иконы
соделываются чудотворными, а другие - нет? На сие могу ответить просто -
не знаю.
И не стыдно дать такой ответ...
Как можно требовать, чтобы мы могли изъяснить действия и тайны Благодати,
которые без сомнения выше и сокровеннее действий и тайн природы?.. Не
можете требовать, чтобы изъяснили вам, каким образом сила Благодати
простирает свое действие через один ею избранный естественный предмет и
дает ему преимущество чудотворности, а другой оставляет в простоте
естественного действия.
Сокровенность и неизъяснимость
даже нужны в действиях Благодати, дабы дать свойственное место и
достоинство вере...
Чудотворность является в
иконах: - или ради молитв и совершенной веры
избранных Божиих, чтобы утешить или наградить ее благотворными
чудодействиями; - или по вере некоторых
человеков начинающейся, чтобы ее подкрепить; -
или наконец по вере, только предусматриваемой, чтобы ее возбудить, и
расположенных к добру на добро подвигнуть, а грешных привести к покаянию,
исправлению и спасению.
Молитва веры есть духовный магнит
привлекающий благодатную и чудодейственную силу".25
Наши предки искренне верили в
чудотворность икон, верят в них многие и сейчас. Приходящие с верой и
молитвами к ним действительно получают исцеления от болезней, особенно
душевных. Не учитывать явления, а тем более пренебрегать им, при
рассмотрении исторических событий духовного порядка, очевидно нельзя.
Иначе невозможно понять, правильно оценить многие события в жизни русского
народа, разного рода движения людей. В этой связи, первый взгляд
необходимо бросить в целом на историю Можайска, помня о существовании в
нем знаменитой русской Святыни.
Главное чудо от иконы св. Николы
Можайского было подмечено, надо полагать, уже после появления ее на
городских воротах: с 1409 года прекратились нечаянные захваты города
врагами. Возможно именно это чудо повлияло на решение москвичей
воспроизвести Можайский образ на Никольских воротах Московского Кремля.
Как бы там ни было, Можайск два столетия не попадал в руки врагов, являясь
крепким форпостом Москвы на западном рубеже Русской земли. Можно ли
связывать двухсотлетнее сохранение от врагов Можайской крепости с
покровительством св. Николая Можайского - вопрос? Но стоило в начале XVII
века русским допустить, чтобы их святыню из Можайска унесли, как не
замедлило проявиться грозное и страшное наказание: полный разгром
лишенного небесной защиты Священного города!
С возвращением св. Николы
Можайского в 1619 году "из плена", где он пробыл 6 лет, Можайск опять два
столетия не попадал в руки врагов. Конечно русские в это время, надеясь на
Бога, и сами не плошали. К 1626 году здесь была выстроена первоклассная
крепость, прикрывшая главный путь с запада в Русское государство.
И вот памятный 1812 год. У села
Бородино перед городом св. Николы - грандиозное сражение русских с армиями
Наполеона. Французы, да и весь мир помнят об этой кровопролитной битве.
Здесь опять было какое-то провидение, ибо даже перед Москвой русские уже
не дали такого сражения, оставив древнюю столицу на пожар и разграбление.
Святой Покровитель народа как бы заставил русских дать бой под стенами
своего города, хотя они уже забыли о том, что город этот еще в 1612 году
считался Священным.
В новом соборе Можайска,
отстроенном как раз в 1812 году, цивилизованные французы сожгли древние
позолоченные иконостасы, расхитили и уничтожили дорогое старинное
церковное имущество. Но чудотворная икона св. Николы Можайского перед
приходом завоевателей была спрятана в подвале собора в землю, а место это
заложено кирпичной стеной. Французские мародеры копали землю в подвале,
ковыряли стены, но Святыню обнаружить не могли. Жители Можайска тоже сочли
это одним из чудесных проявлений иконы. После ухода врагов образ св.
Николы Можайского, осыпанный драгоценностями, обложенный серебром и
золотом, контрастно предстал пустому, разграбленному храму.
В конце XIX века Н.Виноградов
писал: "От древних лет Благодать Божия всегда изливалась неоскудно от
святой Можайской иконы. С верою приходящие к ней получают исцеление от
недугов, утешение в печалях, скорую помощь и небесное предстательство в
бедах, ибавление от напрасной смерти и многие знамения и действия Милости
и Благодати Божией по молитвам Святителя.
В соборе не сохранилось сведений
о чудесах от святой иконы, поскольку в древности вообще не было обычая
записывать явления Милости Божией от той или другой иконы. Кроме того,
многие лица по своему глубокому смирению умалчивали о полученных
исцелениях. Известны поэтому немногие события, случившиеся в основном в
позднейшие времена". 26
Преосвященный Никодим (Казанцев),
епископ Енисейский, рассказал о себе следующее. "Я был грудной младенец.
На господском дворе нашего села была иллюминация. Мать моя, тогда молодая
женщина, упросила своего мужа, а моего родителя, дозволить ей сходить
посмотреть иллюминацию, прося его остаться дома и ухаживать за мною.
Батюшка укачал меня в люльке, я заснул. Тогда и у него открылось желание
посмотреть иллюминацию. Он потихоньку собрался и ушел из дома. Батюшка не
имел осторожности сперва отыскать матушку, чтобы послать ее домой, и потом
уже любоваться иллюминацией. Они сошлись случайно. Матушка спросила его
обо мне. Батюшка сказал: "Я укачал его, он уснул".
Матушка побежала домой и нашла
меня едва дышущим: я выплакал уже слезы и голос, стонал хрипя, и почернел.
Отселе начались страдания и мои, и матери моей: стонал дни и ночи. У
матушки от лишения сна при уходе за мною стало меркнуть зрение. Так
проведена осень, зима и часть весны 1803-4 года. В мае оба родителя мои
дали обет сходить пешком в Можайск (25 верст) со мною и помолиться там
перед иконою Святителя Николая, находящегося в соборе, обо мне и о
себе.
По исполнении сего обета я скоро
выздоровел и у матери моей омрачение зрения прошло. Вместе с родителями
своими верю и исповедаю, что сие чудесное милосердие Божие совершилось над
нами молитвами Угодника Божия Николая Чудотворца, по молитвам родителей
моих перед святою иконою его, сущею в Можайском соборе".
В 1815 году ночью с 10 на 1 марта
кто-то украл из собора 2800 рублей ассигнациями церковных денег. Несмотря
на тщательные поиски властей, соборян, прихожан вора найти не смогли. Но
24 марта неизвестным было подкинуто письмо к соборной часовне, в котором
извещалось: "Возьмите в соборе деньги в чулане в угольях. Нет места от
Угодника. Согрешил один". Действительно, в угольнице на соборной паперти
было найдено 1938 рублей 80 копеек.
В 1848 году в Можайске
свирепствовала эпидемия холеры, которая прекратилась после того, как
горожане с чудотворной иконой своего небесного Молитвенника, Покровителя и
Заступника, а также другими святынями совершили крестный ход вокруг
города. В память этого события с 1850 года был ежегодно установлен
крестный ход вокруг города в первое воскресение Успенского поста, при
участии святынь из всех городских церквей, Лужецкого монастыря.
|
|
От древнего центра Священного города
остались лишь память и красота |
От древних окраин Священного города не
осталось и памятных вех |
В 1933 году Можайск снова, во
второй раз после 1613 года оказался лишенным своей Великой Святыни. Были
следом "экспроприированы" последние церковные ценности, а храмы и
монастыри закрыты... Но мы не верим в наказание Божие. Мы если и
неразумные, то неисправимые оптимисты. Даже если будем полностью
ограбленными и останемся нагишом, все равно будем верить в Светлое
Будущее...
|