Книга «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».
ПАЛОМНИЧЕСТВО *
Дело это далеко не шуточное, а
потому - не шумное, не громогласное. Можно даже сказать наоборот - тихое,
личностное, интимное для каждого пилигрима-молитвенника. Ничего нет в этом
деле яркого, броского, что могло бы удостоиться записей в хрониках, других
документах. Поэтому древнерусские письменные источники XV-XVI веков почти
не содержат никаких записей о паломничестве в Можайск, о потоке русских
православных людей для поклонения Великому Чудотворцу - св. Николе
Можайскому.
Только любопытство иностранцев
помогло обнаружить, да и то лишь для конца XVI века, необычный культовый
центр на западе от Москвы, скрытое от глаз "религиозное" движение к нему.
А если учесть, что в начале XVII века Священный город погиб, то и
свидетельства иностранцев оказываются немногочисленными.
Русские бояре-приставы правильно
сообщили Стефану Гейсу в 1593 году, что поклонение св. Николе Можайскому
превышает местный масштаб, что Великому Чудотворцу "делают приношения не
одни жители Можайска, но народ со всей страны ходит туда на богомолье и
для жертвований; да и сам Великий князь каждый год жалует туда вклад
Святому".
В 1606 году неизвестный поляк из
свиты Марины Мнишек записал: "В сем городе (крепости) три церкви. Из них
наиболее уважаемая церковь св. Николая, коего русские признают
Чудотворцем. В день праздника его, также и в другое время, сюда стекаются
толпы народ а".37
Судя по более подробным записям
ксендза Савицкого, бывшего в той же свите, известность Можайской иконы
была распространена за пределами Русской земли. "Под 2м числом мая...
княгиня прибыла в Можайск, в город государства Московского, славный иконою
св. Николая, резной работы". По прибытии ксендз попросил одного из русских
священников: "Нельзя ли ему увидеть икону св. Николая, на поклонение
которой стекается народ из целого Московского государства". Русский
священник не только обещал свое в этом деле содействие, но сам
присоединился к Савицкому и сопровождавшим его.
После описания надвратных часовен
и иконы св. Николы Можайского, приведенных здесь ранее, ксендз заметил:
"Все русские черезвычайно почитают эту икону, и часто приходят, чтобы
поклонит ься ей." И продолжал.
"Никого не впускают в святыню с оружием".
И когда я вошел с одним только кинжалом, то протопоп, имеющий
надзор над святынею, вырвал у меня кинжал из рук, бросил на землю,
приказал вынести его за дверь, чтобы не была нарушена святость места...
Осмотрев все, мы поблагодарили
протопопа за его услужливость, которую он оказал нам, чужеземцам, показав
нам столь славную икону этого Святого...
Потом мы пошли в крепость и
вступили в один прекрасный каменный храм, находившийся почти в самой
середине крепости. Там на правой стороне храма мы увидели другой образ св.
Николая, во весь также рост и резной работы, только меньший, нежели
первый. Он стоял у стены, был покрыт ризами и украшен золотом и серебром,
в правой руке держал сделанную из серебра державу.
Когда мы спросили, для чего
первый образ держит в руке меч, а другой - державу, нам ответили, что
первой иконе преимущественно поклоняются во время войны, а второй - во
время мира.38
Известие ксендза Савицкого о
существовании в Старом соборе резного образа св. Николы Державного не
подтверждено подробной описью соборных святынь 1596-98 годов. Видимо образ
св. Николы Державного появился в самом начале XVII века, а затем пропал в
Смутное время, может быть тоже увезенный в Польшу в 1613 году. Не верить
ксендзу нет оснований, поскольку его известие о св. Николе-Войственнике
Можайском подкрепляет Петр Петрей, оставивший записи о том же времени.
"Можайск... красивый город с
крепостью, выстроенный из дерева на веселой и прекрастной местности...
Великий князь обыкновенно там проводит летнее время, чтобы позабавиться
охотою с собаками и с ружьем. В крепости находится образ св. Николая,
который содержится в большой чести и богато украшен драгоценными
каменьями, жемчугом и золотом. Когца Великому князю надо бывает воевать,
он ходит туда в Николин день и жертвует Святому большие дары и подаяния,
чтобы он послал ему победу над врагами".39
Сведения о выездах московских
великих князей и царей в Можайск на богомолье, на поклонение св. Николе
Можайскому Чудотворцу отрывочны и бесспорно далеко не полны. К тому же
выезды эти нередко совмещались с военными походами(летняя воинская
ставка), приемами иностранных послов, с "потехами" (отдыхом, охотой), с
другими "нуждами" государей. Проживали они тогда здесь по месяцу, два и
более. Можйск выступал в таких случаях как бы "летней столицей" русского
государства. И конечно было делом самого Государя пускать или не пускать в
Священный город иностранцев.
Однако все же удается определять
и чисто паломнические цели выездов. Выявить их помогают иногда "Николины
дни" - 9 мая и 6 декабря, к которым поездки приурочивались. Но чаще ездили
все-таки летом, тем более что считали: на 27 июня или 29 июля (по
некоторым сведениям - на 23 или 24 августа, - никто точно не знал)
приходилось Рождество св. Николая Мирликийского.
Государев выезд - это почти
всегда пестро-великолепный и шумный поезд из множества движущихся знатных
людей, слуг, кучеров, поваров, коней, колымаг, телег (саней) и проч. Но
иногда это - суровое, вооруженное до зубов конное войско, одно время при
Иване Грозном - войско опричников в черных клобуках и рясах. А нередко - и
просто повозка в сопровождении нескольких всадников охраны.
1504-14 гг. во время войны с
Литвой из-за Смоленска Василий III строит в Можайске на старом княжьем
дворе новый дворец, обнаруживаемый позднее в 1526 году.
1519 сентября 14 - октября 26 был
Государь "на потехе" в Можайске и Волоколамске.
1526 - Василий III "поехал на
свою потеху в Можайск", тогда же принял там литовских, римских и цесарских
послов.
1529 - прием волошских
послов.
1530 - 32 гг. Василий III
ежегодно ездил "осеновать" (проводить осень) на потеху псовую в Можайск и
соколиную в Волоколамск.
|
Царь Иоанн Грозный - обновил Можайскую
крепость в 1541г и Государев
дворец. |
1537 июня 21 и сентября 29 в
Можайск на богомолье приезжали малолетние великий князь Иван (позднее
Грозный), его братик Юрий с сопровождавшими их боярами.
1538 января 25 приезжала
помолиться образу св. Николы правительница Елена, мать великого князя
Ивана и князя Юрия.
1543 с 8 по 20 декабря были Иван
с Юрием, князем Владимиром Андреевичем, многими знатными боярами на
молебнах в Боровске, Можайске, Волоколамске.
1544 ноябрь - тоже в Сергиевом
посаде, Волоколамске, Можайске.
1546 октября 9 - ноября 14 - то
же со множеством бояр, митрополитом Макарием, 20 лет бывшим игуменом
Лужецкого монастыря.
1547 сентября 15 в среду "выехал
князь великий Иван Васильевич... к Живоначальней Троице в Сергиев
монастырь к чудотворцовой памяти. И слушав всеносчнаго, и заутрении, и
молебна, и литоргии... И оттоле поехал по своим селам в Воробьеве, и в
Починки, и в Можаиск к Николе помолитися, и по монастырем поехал молиться
на Волок, и во Ржеву, и во Тверь, и в Новгород Великий, и во Псков, и в
Печерский монастырь... И в Москву приехал декабря 12 в неделю" (в 1547
году Иван Васильевич был удостоен царского титула).
1549, сентябрь, царь Иван
Васильевич с царицей Анастасией посетили Сергиев посад, Александрову
слободу, Дмитров, Звенигород, Можайск.
1555 октябрь - то же приезд в
Волоколамск, Можайск.
1559 октябрь - то же с
малолетними царевичами Иваном и Федором. В ноябре царь с царицей "поехал в
Можайск молитися." Обратно Иван с больной Анастасией (считали, что она
была отравлена) "декабря I... из Можайска к Москве приехал".
1562 - ставка царя в начинающейся
Ливонской войне.
1563 - тоже.
1564 - богомолье царя с новой
царицей, сыном Иваном, князем Владимиром Андреевичем, митрополитом
Макарием.
1575 - ставка в продолжающейся
Ливонской войне.
1581 - тоже.
1592 - приезд на богомолье царя
Федора Иоанновича, патриарха Иова.
1603, август, царь Борис Годунов
с семейством, после освящения церкви св. Бориса и Глеба в Борисовом
городке, был на молении в Можайске у св. Николы и на освящении надвратной
церкви Лужецкого монастыря.
1606 - проездом в Можайске
праздновала пасху и была у св. Николы невеста Лжедмигрия Марина Мнишек с
придворными дамами; с ней было 4 тысячи польского войска.
1613-1619 - Великий Чудотворец
св. Никола Можайский в польском "плену". Священный город сожжен (1613) и
разгромлен из пушек (1618); Можайск встречает (1619) возвращавшегося из
плена Филарета - отца царя Михаила Федоровича, будущего патриарха
(встречает князь Д. М. Пожарский).
1636 - царь Михаил Федорович
дарит колокол св. Николе в Можайск.
1643 - Михаил Федорович дарит
другой колокол в 223 пуда.
1649 декабря 6 царь Алексей
Михайлович "праздновал Николе Чудотворцу в Можайску".
1680 декабря б царь Федор
Алексеевич был в Можайске "на праздник святого Чудотворца Николая,..
божественныя литургии слушал в той же церкви".
1685 - октября 16 патриарх Иоаким
освятил собор св. Николы Можайского.
1687 - то же церкви в
Сивкове.
Конец XVII века. В Можайске
очевидно бывал Петр1, так как он приказал ежегодно выдавать в Можайский
собор небольшую . сумму денег на масло и просфоры, преподнес св. Николе
медальон с надписью "царь Петр Алексеевич".
Позднейшие документы лишь
вскользь отмечают народное движение к св. Николе Можайскому. Изредка
Можайск посещали августейшие особы, члены императорской фамилии.
Так в 1775 году в Ведомости
Можайску написано: "Внутри Можайска - каменный город... Одна соборная
каменная церковь древняго строения из дикого камня, другая на воротах
пятиглавая во имя Николая Чудотворца с приделом Воздвижения Честнаго
Креста, в коей есть явленый образ сего угодника резной и обложен богатою
вызолоченою серебряною ризою. Сюда приезжают множество людей для
моления".
1800 год: "Соборных церквей в
городе две... Вторая на крепостных стенах и над самими воротами... Образ
сего угодника Божия (святителя Николая) резной из дерева, и из давних лет
почитаемый чудотворным, почему для принесения молитв народ из многих мест
стечение имеет".
Паломничество к св. Николе в
Можайск способствовало еще с конца XV века преобладанию культовой функции
над другими функциями небольшого города: ремесленно-хозяйственной,
торговой, даже оборонительной. В свою очередь, сильно развившаяся
культовая функция соответственно деформировала структуру города. Так
крепость стала походить на монастырь, количество храмов, монастырей
непропорционально возросло, торговище расширилось для обслуживания
пилигримов-богомольцев, изменения проглядывали даже в городской застройке:
появились подворья государей, монастырей, богадельни и пр.)
Под углом зрения выявления
особенностей Священного города и можно рассмотреть Можайск XVI века:
крепость, монастыри, храмы, жилую застройку.
|