Репортаж Алексея Зотова - 1 Первый канал «Уникальный фотоальбом выдающегося российского учeного С. М. Прокудина-Горского» (
Просмотр в отдельном окне )
Биография С. М. Прокудина-Горского СВЕТЛАНА ГАРАНИНА Профессор кафедры книговедения Московского государственного
университета культуры и искусств. (загрузить PDF-формат)
М О Ж А Й С К И Й
уезд в фотографиях
Прокудина-Горского
Царская
Россия
начала XX века
В
первой половине прошлого века, когда новая технология «светописи» стала
массовой, у многих людей она ассоциировалась с черно-белыми изображениями
- зачастую нечеткими, малоконтрастными, испещренными мелкими повреждениями.
А цветная фотопленка впервые появилась лишь в 30-х годах.
С.М.Прокудин-Горский
Сегодня
мало кто знает, что уже в начале века существовали первые цветные фотоизображения,
полученные выдающимся русским фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. Род Прокудиных-Горских,
старейший в России дворянский род, внесен в родословные книги Московской
и Владимирской губерний. Прокудины-Горские происходят от одного из воевод
Куликовской битвы - Петра Горского. Внук Петра, Прокофий Алферьевич, имел
прозвание Прокуда, от которого потомки его приняли фамилию Прокудиных, измененную
в 1792 г. в Прокудины-Горские. Сергей Михайлович
Прокудин-Горский (1863-1944) родом из Санкт-Петербурга, одним из первых
в России начал экспериментировать с цветной фотографией. Он усовершенствовал
метод открытый ранее физиком Клерком Максвеллом и фотографом Томасом Саттоном.
Используя принцип разделения цвета на три основных компонента (красный,
зеленый, синий), Прокудин-Горский разработал: метод цветной съемки, фотокамеру
и специальный проектор.
Внешний
вид фотокамеры
Внешний
вид проектора
Прокудина-Горского
На стеклянную черно-белую
фотопластину, установленную в фотокамеру, он делал последовательно через синий,
зеленый и красный светофильтры три снимка одного сюжета. На получение трех изображений
уходило примерно три секунды. С негативной фото пластины делался диапозитив, который
помещался для просмотра в проектор его собственной конструкции. При одновременном
проецировании, посредством призмы и соответствующих светофильтров, на экран изображения
накладывались, одно на другое, создавая полноценное цветное изображение. Сергей
Михайлович мечтал запечатлеть, в цвете, образ Отечества для современников и потомков.
Эта мечта стала смыслом всей его жизни.
Синтезированный,
проектором Прокудина-Горского, цветной снимок на экране
Ново-Никольский собор, Можайск.
Грунтовая дорога ведет к ярко окрашенному собору Cвятого
Николая среди скромных жилых зданий в городе Можайске, к западу от Москвы.
(Общий вид западного фасада собора - 1911г.)
Последний
российский император, Николай II, большой любитель фотографии, заинтересовался
разработанным Прокудиным-Горским способом цветного проецирования, который был
гениально прост и давал потрясающий визуальный эффект. В 1907 году царь повелел
выделить Горскому для оснащения экспедиции, небольшой пароход переоборудованный
в фотолабораторию железнодорожный вагон и письменное предписание «повсеместно
оказывать подателю сего необходимое содействие». А самому изобретателю поручил
возглавить грандиозный проект по созданию документального фотообозрения тогдашней
России. Цель проекта была, в первую очередь, образовательная: при помощи «оптического
цветного проецирования» планировалось знакомить учащихся с памятниками архитектуры
и искусства, пейзажами, достижениями промышленности и сельского хозяйства, бытом
и культурой народов России. Летом 1909 года первый
в нашей истории фото-этнограф отбыл в экспедицию, которая длилась пять лет.
Страна на фотографиях Прокудина-Горского предстала во всем своем многообразии.
На снимках русского фотографа наверное каждый может найти для себя те места
и пейзажи которые ему знакомы. Русские церкви и монастыри, роскошные дворцы
и усадьбы, панорамы Твери, Тифлиса, Можайска. Русские купцы и крестьяне, дети.
Дагестанцы, таджики, узбеки в национальных костюмах. Станки на фабрике, турбины
гидроэлектростанции и многое другое. С 1909-го по 1915 год
Прокудин-Горский исколесил одиннадцать регионов страны, сделал тысячи снимков
и прочитал десятки лекций, сопровождавшихся демонстрацией «слайдов». Не обошел
стороной русский фотограф и Можайский уезд, где в 1911 году были выполнены
ряд снимков известных архитектурных сооружений, Ново-Никольского собора в Можайском
Кремле, Лужецкого монастыря, запечатлел он и замечательные пейзажи.
Ново-Никольский собор
фотография
1911 года
Современный вид Ново-Никольского
собора
Ново-Никольский
собор в Можайском Кремле. Собор строился в (1779 - 1814) на месте кремлевского
надвратного храма, здание которого частично вошло в объем "готического"
собора. Собор заимствовал посвящение древней святыни Можайска - Никольского
собора (к. XIV в.), который был переосвящен в Петропавловский, хотя сохранил
название Старо-Никольского. Фотография начала XX в. позволяет нам видеть
центральную купольную ротонду собора, утраченную во время Великой Отечественной
войны и пока не восстановленную. Нет на современном соборе и башенных
часов, существовавших в начале XX в.
Лужецкий монастырь
- фотография 1911 года
Современный вид Лужецкого
монастыря
Почти
шесть веков стоит Лужецкий монастырь на высоком берегу реки Москвы на
окраине Можайска. Основание ему было положено в 1408 году молитвами преподобного
Ферапонта Белозерского и стараниями Можайского князя Андрея Дмитриевича.
К
столетию Бородинской битвы Сергей Михайлович Прокудин-Горскоий повторил путь
Наполеона на Москву. По всему пути он фотографировал памятники во славу русского
воинства, православные храмы, ансамбли монастырей, места сражений 1812 года.
Вот
некоторые работы С.М. Прокудина-Горского, 1911 года, выполненные в Можайском
уезде.
Церковь Рождества
в селе Бородино 1696-1701 гг., свидетельница Бородинского сражения. На куполе
различима пробоина от ядра артиллерийского орудия. (Современный вид церкви)
Первый памятник
на Бородинском поле - церковь Спаса Нерукотворного
сооружена вдовой Генерала А.А. Тучкова на месте его гибели - «для вечного
поминовения воинов, на сем месте убиенных». (Современный вид церкви)
Дом игуменьи Марии
(в миру Маргариты Михайловны Тучковой) основательницы Спасо-Бородинского монастыря,
где жила основательница монастыря Тучкова. (Современный вид)
Памятник на Курганной
высоте.
(был разрушен в 1932г.)
фотография 1911г.
Современный вид памятника
(восстановлен в 1987 г.)
26 августа 1839 года императором Николаем I в центре
Бородинского поля на Курганной высоте - батарее Раевского был торжественно
открыт монумент в память о подвигах доблестных предков. Он представляет
собой восьмигранный чугунный столп, суживающийся к верху, увенчанный главой
в виде булавы, древнего оружия русских витязей. Величавый монумент гордо
царит над просторами Бородинского поля, осеняя православным крестом с
тридцатиметровой высоты места наиболее ожесточенных боев. На лицевой,
западной грани основания памятника, - рельефное изображение образа «Спаса
Нерукотворного» с надписью славянской вязью «В Нём спасение».
Спасо-Бородинский
монастырь
(фотография 1911 г.)
Успенский Колоцкий
монастырь
(фотография 1911 г.)
Спасо-Бородинский
монастырь. Вид от деревни Семеновское. Фотография 1911 г. Монастырь
основан вдовой генерала А.А. Тучкова на месте гибели ее мужа во время
Бородинского сражения. Вначале здесь был построен мавзолей, а с 1833 г.
начала собираться монастырская община. Монастырь, расположенный среди
нетронутых полей бородинского заповедника, представляет впечатляющий образец
монументальной архитектуры.
(Современный вид Спасо-Бородинского
монастыря) В 22 километрах на запад от
г. Можайска у Старой Смоленской дороги, на берегу реки Колочь раскинулся
Успенский Колоцкий женский монастырь (датой основания монастыря считается
1413 год). Здесь, во время Отечественной войны 1812 года, Главнокомандующий
русской армией князь М.И. Кутузов предполагал дать генеральное сражение
неприятелю, но принял решение отступить на более удачную позицию к селу
Бородино.
(Современный вид Успенского
Колоцкого монастыря)
Здание вокзала
станции Бородино
(фотография 1911 года)
Музей 1812 года
на станции Бородино
(фотография 1911 года)
В 1902 году в здании вокзала станции Бородино по инициативе
и трудами местных железнодорожников был открыт «Музей 1812 года» (небольшая
комната с реликвиями).
Благодаря
изобретению и работам русского фотографа мы получили возможность преодолеть
неумолимое течение времени, вернуться на много лет назад и своими глазами увидеть
в цвете, какой была дореволюционной Россия, в том числе и Можайский уезд. В
1918 году, после
Октябрьской революции, Прокудин-Горский решил эмигрировать, вывезя за границу
большую часть своих фоторабот. В 1948 году, уже после смерти фотографа, его коллекцию
приобрела Библиотека Конгресса США. Прошло, однако, ещё три с половиной десятилетия,
прежде чем в 1983 году в Америке появилась книга "Фотографии для царя" (выпущенная
издательством "Дайел пресс")
«Фотографии
для Царя»
альбом выпущен в США - 1983г.
иллюстрации, для которой
были взяты из архива Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Двести сорок фотографий
представили собой фотопортрет дореволюционной России. И вот относительно недавно
был открыт свободный доступ к цифровым копиям работ нашего соотечественника, коллекция
стала доступна для всеобщего обозрения. На нашем сайте мы предлагаем
вашему вниманию фотографии столетней давности. Однако выглядят они лучше, чем
многие современные… Дело - в мастерстве автора, снимавшего свои фотографии
в начале XX века, а также в кропотливой работе по их восстановлению. Сегодня благодаря
компьютерным технологиям стало возможным, совместив с большой точностью отсканированные
цветоделенные негативы, снятые фотографом, получить прекрасные цветные изображения,
сопоставимые по качеству с современными цветными фотоматериалами. Сейчас в интернете широко
представлена тематика русского фотографа. Достаточно набрать в любой из поисковых
машин фамилию «Прокудин-Горский» и вы получите массу ссылок о работах С.М. Прокудина-Горского
и о технике восстановления цветного изображения его фотографий.
Вот некоторые
ссылки на наиболее широко представленные ресурсы в интернете:
На сайте библиотеки
Конгресса США размещена виртуальная выставка избранных цветных фотоснимков
Прокудина-Горского под названием - «Империя,
которой была Россия» там же находится самая обширная коллекция негативов
мастера
Статьи о Сергее Михайловиче Прокудине-Горском вы можете найти в периодичесой
печати:
«Компьютерра»
N 38 за 2001г. Константин Зайцев «Цветные фотографии черно-белой эпохи»
«Компьютерра»
N 42 за 2001г. Юрий Красильников «Россия, которую мы открываем»
«Российский
архив» изд. «ТТТ» IX том (Н.Михалков) М.99
«Отчизна» N 3
март 1991г. Александр Палладин «Фотографии для царя».
«Огонек» N 7
за 1990г. Наталья Павлова «Цветная Россия»
Статья Светланы
Петровны Гараниной профессора, исследователя творчества С.М.Прокудина-Горского
с 1969г. «Мир фотографий» (к 100-летию фотографии), изд. «Планета» М.89
«Потребитель
- Фото-техника & видеокамеры» N 18 за 2003г. ЛЕТО. Статья Анатолия
Попова «Три дня в Ясной Поляне» (стр. 143-145)
Выражаем
благодарность: Чернышову Ю.Е. - первому кто сообщил создателям сайта о фотографиях
С.М.Прокудина-Горского в библиотеке Конгресса США; Дехканову Д.М. за помощь
в получении материалов; профессору Гараниной С.П. - исследовательнице творчества
С.М.Прокудина-Горского за любезную помощь в подготовке материалов; Рожковой
Г.Н. и Евсееву В.Ю. за поиск материалов и информации о Прокудине-Горском.
Отдельную
благодарность выражаем Полякову Олегу Валентиновичу - главному редактору интернет-проекта
"1812 год", автору целого ряда современных фотографий и восстановления
цвета фотографий С.М. Прокудина-Горского представленных в нашем разделе.