«Человеку
некуда пойти», - обреченно говорит герой Достоевского как о самой большой беде
человека, живущего в обществе. Общество
- наша кожа, мы срослись с ним, мы составляем его, мы подчиняемся той
амплитуде возможностей, которая определена нам обществом в силу жизненной
необходимости.
Богатство
и бедность, справедливость и несправедливость – насколько объективно или
субъективно мы судим об этом. Каким видится нам общество идеальной
справедливости? Возможно ли оно? Что сами мы делаем, что можем сделать, чтобы,
изменить, улучшить свою жизнь, свое общество?
Неизменно
вспоминаю стихи В.Шефнера о слове. Должно идти со словом к людям. Это то
немногое и очень многое, что мы можем.
Как
это ни банально, но придется повториться: стремление людей к справедливости, борьба
за справедливость имеют историю, равную истории развития общества. Во все
времена, при всех формациях были богатые и бедные, всесильные и бесправные.
Романтики – социалисты древности создавали проекты идеального общества,
«романтики» - революционеры шли через ломку всего «до основанья, а затем», но
история упрямо вычерчивала кривую, на финише которой – увы! богатые и бедные.
В.И.
Даль: «Богатство – множество, обилие, изобилие, избыточность, излишество». И
ниже пословицы: Богатство спеси сродни. Богатство –
вода, пришла и ушла.
Само
по себе «богатство» не есть признак безнравственности. Приведем фразеологизмы,
пришедшие из веков: богатый урожай,
богатое воображение. Богатство
как достаток – признак разумности, умения трудиться, обладать способностями. И
в этом смысле об излишествах речи не идет.
Но
те же пословицы напоминают: не с богатством жить – с человеком; не от убожества
скупость вышла, от богатства; чем богатее – тем скупее; у богатого черт детей
качает; будешь богат, будешь и скуп и т.д. (В.Даль
т.1стр.102).
Ведь «излишества, обилие, избыточность» - не
что иное, как великое испытание нравственности человека. Недолюбливание
богатых бедными, на бытовом уровне называемое
простым словом «зависть», не всегда можно брать за критерий оценки справедливо
– несправедливо. Если человек –
труженик, целеустремленно идущий к цели, если он бережлив, не пропойца, не лодырь – у него и результаты, слава богу, не в пример лежебоке – завистнику. И вряд ли
стоит говорить здесь о социальном неравенстве, оно лишь на полуосознанном
уровне живет в душе неудачника.
Разговор
совсем о другом.
Почему количество богатства переходит в столь неприглядное качество? Что
происходит с человеком, когда от разумной необходимости иметь материальные
блага он буквально уходит в извращения,
в стремление наживы ради наживы, в совершенно бессмысленное накопительство с
постоянным желанием быть в списке «самых – самых…»? И
это уже проблема нравственная. Богатство
– сильное испытание. Это и про богатство
тоже: пройти огонь, воду и медные трубы. Человек высокой нравственности,
истинной духовности никогда не скатится до того, чтобы отдаться накоплению
тленной вещественности и разврату. Что остается после человека на века?
Духовность, достижения, искусство, культура. Что у богача? Купил дорогущие
часы, а у конкурента еще дороже! Построил яхту, а она уже отстала в цене!
Приобрел 600 пар обуви, а у кого – то 1.200! Жаль бедных
олигархов! Жизнь - то одна, и с собой не
возьмешь! Уйдет из жизни человек – как волной смоет, забудут навеки.
Назовите
имена тех, кого помнит человечество. Вы скажете, что богача этот вопрос не
занимает, ему надо жить сыто сегодня, сейчас. Тогда почему же так страдает тот,
чьи часы или яхта оказываются менее дорогостоящими, чем у конкурента. Стало быть,
хочется утвердиться в своей значимости! И в списке с нулями хочется быть среди первых
в мире!
Если
вам пришлось бывать среди людей с психическими отклонениями, с людьми,
проходящими лечение в официальной клинике, вы непременно заметили
патологическое желание быть великими. И чем тяжелее недуг, тем тяжелее
воображаемая корона на бедной больной голове.
Вам
это никого не напоминает? Пресыщенность делает жизнь, где каждый день – дар,
пресной. Обил стены яхты кожей морского ската – счастлив!
У А.Чехова в записных книжках есть такая запись из признаний обывателя: «Если
бы я стал богатым, то завел бы гарем, пустил туда голых женщин и вымазал всем
зады зеленой краской». Чем хуже выдумки
с кожей ската?
Честно
признаться, слушая или читая о «капризах и шалостях» сильных мира сего, помимо
отвращения к циничности поведения олигархов, наевших жирные бока весьма
сомнительным способом, неприглядными авантюрами на грани уголовщины, неизменно
ловлю себя на том, что жаль этих обожравшихся особей в
человеческом обличье. Как им непросто! Как и чем еще себя позабавить,
встряхнуть! А еще – как не получить заветную пулю от конкурента? Чеховский
доктор Астров говорил: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда,
и душа, и мысли». Так ведь и душа! И мысли! Отсюда - и прекрасное лицо.
Возмутительна
несправедливость, хочется верить, что
придет возмездие. Но это ТАМ. И когда? А вот
здесь и сегодня давать злости разъедать свою душу совершенно, по – моему, не стоит.
Радуйтесь
весне. Вот – вот зацветут яблони и дадут богатый урожай. Сможете – угостите
яблоками детишек в детском доме. Ваш сын или дочь успешны
в деле – радуйтесь. Прошла интересная встреча, Вас благодарили – радуйтесь.
Конечно, это вовсе не значит, что материальное не имеет в жизни значения! Было
бы лукавством сказать, что не хочется красиво одеться, купить новую мебель,
машину, съездить отдохнуть в санаторий. Для того и зарабатываем, чтобы жить
материально достойно. Но не должно стяжательство убивать душу! Именно духовность подняла нас в мире живых
существ на достойную высоту, мы богаты душой! Умирает человек – улетает душа.
Не станем умирать прежде смерти! Не станем сползать в разряд одноклеточных
инфузорий, для которых самое главное – что она «туфелька».
Не нами придуман мир. Протесты и даже
революции доказали, что результаты плачевны, даже трагически. М.Булгаков
придумал в утешение Воланда – злую
сверхсилу над земным злом. Философия весьма глубокая!
Что реально противостоит злу на земле? Только нравственность! И вот здесь
уместно, наверное, призвать к борьбе: будем бороться
за нравственный образ жизни, за нравственный образ мыслей, за богатство души, а
не «гопсековское» богатство безумного существа,
бывшего человека, ставшего трухой, как и его накопления.
Безусловно,
лицемерное стояние со свечой – циничное заигрывание с Господом Богом. Иные и
часовни строят, и пожертвования дают. Только это еще больший грех: лгут перед
алтарем! Воистину, не ведают сами, что творят!.. А в храмы идут на всякий
случай: вдруг атеисты ошибаются!... «Но есть, есть
Божий суд, наперсники разврата!»…
К
очерку прилагаю одну из своих сказок на обозначенную тему.
С
уважением – Светлана Трушина