Книга «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».
ГОРОДСКАЯ ЗАСТРОЙКА.
Расцвет Можайска пришелся на
середину XVI века. Этому способствовали три городские функции,
соединившиеся воедино: культовая (богомолье, паломничество), столичная
(подмосковные дворец царя, двор патриарха...), воинская (ставка, сборы
войск). В это время максимально расширилась территория посада города. На
ней находилось тогда около 2000 посадских и слободских дворов, не считая
крупных царских, боярских, монастырских, церковных... Население составляло
тогда до 12 тысяч человек, а в летние периоды, с наплывом
паломников-богомольцев, раза в полтора больше.
Вообще паломничество было
очевидно главной причиной развившегося своебразия города: его структуры,
застройки, градостроительной композиции. А это все выделило Можайск из
других городов Руси, придало ему уникальные черты.
|
Можайск-священный город русских. XVI
век. |
Возьмем храмы. Они не просто были
"рассыпаны" по жилому посаду. Десять монастырей правильным кольцом
окружали крепость города (венчая ближайшие к нему холмы): Якиманский,
Борисо-Глебский, Троицкий, Пятницкий, Богородицкий, Петровский,
Воскресенский, Благовещенский, Петропавловский, Мироносицкий. На восточной
окраине можайского посада начало складываться второе кольцо мнастырей:
Мокро-Никольский, Сретенский, Настасьинский. По холмам берега реки Москввы
встало три монастыря: Лужецкий, Васильевский, Алексеевский, возможно
Покровский-четвертый. Два монастыря: Борисо-Глебский и Троицкий стояли по
сторонам Большой Московской улицы-дороги, образуя своеобразные парадные
"ворота" города после въезда на его посад с окраины: на каждом
монастырском дворе стояло по два храма - зимний и летний.
Из множества деревянных храмов
посада можно отметить в первую очередь церкви, окружавшие торг: Успения на
Площади возле Государева двора, св. Николы Чудотворца на самом дворе, св.
Флора и Лавра на Торгу, Никиты на Площади, Троицы, Афанасия и Кирилла на
Большой Московской улице, Симеона Столпника, Происхождения Честнаго Креста
Господня на Площади против крепости. Торг имел низкую и своеобразную
застройку (ряды, лавки, скамьи, амбары), отличавшуюся от жилой застройки
посада. Кольцо храмов и выделяло торговый центр Можайска в структуре
города. А поскольку торг занимал высшую точку города, то и кольцо храмов
перед крепостью было отовсюду видно, даже из загородья.
Еще один храмовый ансамбль был
организован южнее крепости вокруг пруда. По берегам его кольцом стояли:
надвратные храмы св. Николы Можайского и Воздвижения Честнаго Креста
Господня, Успения Богородицы на Площади возле Государева двора, св. Николы
Чудотворца на самом дворе, св. Козьмы и Дамиана за Государевым садом.
Варвары Великомученицы, Иоанна Предтечи, Успения Богородицы Успенского
монастыря, Андрея Стратилата. Надо ли говорить, сколь красив был пруд в
окружении храмового ожерелья, зелени Государева сада, садов возле храмов и
на Богородицком холме.
Красив был также приречный
ансамбль храмов с севера от крепости. Слева по высокому берегу Можайки
стояли храмы св. Петра и Павла, Жен Мироносиц, Никиты на Псарне, Георгия
возле Псарни. Справа стояли храмы во имя св. Симеона Столпника, Иоакима и
Анны, Трех Святителей, Происхождения Честнаго Креста Господня на Давыдовой
горе, Анастасии Мученицы. Замыкал эти две "шеренги" храм во имя св.
Василия Кесарийского на Васильевской горе.
Красивейшими были также внешние
панорамы города: при подъезде от Москвы, Вереи, Смоленска. Но особенно
примечательной была панорама Священного города из-за реки Москвы. Она и
сегодня впечатляет, хотя в городе виднеется всего три храма, а на окраине
справа - лишь Лужецкий монастырь. В XVI веке при подъезде из Рузы и
Волоколамска было видно, как на гигантском общегородском холме поднимался
густо обставленный храмами Священный город, а над ним возвышались десятки
церковных главок и крестов, отражаясь в водах реки-Москвы.
Если перейти от рассмотрения
градостроительной композиции Можайска к его структуре и застройке, то
здесь также можно было найти много специфически-можайского, связанного с
существованием потока паломников.
Например, при знакомстве с
можайскими актами конца XVI века обращает на себя внимание существование
большого количества келий нищих почти в каждом церковном или монастырском
дворе. В них жили не просто бедствующие старые люди. Это были
"нищенствующие", которые "питались от церкви Божией". А разница от уличных
или рыночных нищих была существенной. Многие из них были блаженными,
юродивыми ("юродствующими во Христе"). Ксендз Савицкий отметил, что при
соборе св. Николая в крепости обитал нищий, "который для покаяния и ради
нравственного усовершенствования уже тридцать лет ходит нагим и которого
почитают как святого. Но нам не хотели показать его, хотя недавно перед
тем его показывали другим нашим товарищам, которые перед нами были в
крепости и от которых мы узнали об этом человеке".
Подаяние при храме как бы входило
в церковный обряд: должны быть дающие, должны быть берущие. Так было в
церкви принято. Патриарх Иоаким, как здесь уже отмечалось, после церковных
служб раздавал деньги находившимся возле него епископам, игуменам,
протопопам, другим служителям церкви - далеко не нищим.
В крепости Можайска имелось 2
богадельни, "а в них 12 человек нищих", причем один из них владел лавкой
на торгу. В целом такого рода церковные нищие составляли как бы особый
социальный слой Священного города. Избы-кельи нищих при храмах позволяют
представить размах паломничества в Можайск ХVI века, ибо нищие эти жили не
столько за счет средств можайцев, сколько за счет средств паломников,
посещавших церкви Священного города.
Паломничество отражалось как-то и
на жилой застройке города - ведь можайцы каждое лето принимали тысячи
богомольцев, предоставляя им кров. К сожалению, такого рода своеобразия
дворов уловить не удается. Исторические документы позволяют определить
лишь следствие богомольного потока - большое число монастырей, храмов,
государевых дворов и подворий, богаделен и келий нищих.
|
Никольский спуск к реке Можайке - (ныне
Бородинская улица) - древнейшая улица
Можайска. |
Огромным был можайский торг и на
его величину, сезонное увеличение или уменьшение очевидно тоже влиял поток
паломников. Ряды, лавки, амбары, скамьи, полки достигали 400. Имелись ряды
Большой Пушной старый и новый, Иконные старый и новый, Овчинный, Сапожный,
Подошев-ной, Седельный, Трушный, Горшечный, Кувшинный, Мясной, Масляной
старый и новый. Пирожный, Рыбный, Солоденой... На торгу имелась таможенная
изба возле старого Иконного ряда. Здесь же торговали крестьяне дворцовых
сел Шеборшина, Кукарина, Белей, Нового, Чертанова, Покровского, даже
Борисова городка, Вязем. Улица, спускавшаяся от торга к Можайке с ее 20
кузницами, указывает сколь велико было гужевое движение через Можайск.
На посаде имелось несколько
общественных дворов и подворий монастырей: гостиные дворы, ямские дворы,
на Петровской улице - подворье Колоцкого монастыря, на Благовещенской -
Иосифо-Волоколамского... В Благогвещенской же улице имелось подворье
государевых сел "прикащиком на приезд".
В конце XVI века описи Можайска
упоминают более 40 слобод, более 60 улиц и переулков. Несмотря на ряд
эпидемий, выкосивших население города к концу XVI века. Священный город
продолжал существовать, привлекая к себе тысячи паломников. И русские
православные люди шли в него, тянулись к св. Николе Можайскому, веря, что
Никола всемогуч, он "Можайский", а следовательно все может и всем поможет.
Этим и жив был Священный город русских!
|