Герб Можайска
Найти на сайте Можайска
Поиск по сайту Можайска
Фото Можайск. Времена года
Виды Можайска. Осень.
Меню сайта Можайска
 
 



  ЧАТ 
 

Недвижимость Можайска:
Биржа недвижимости
Недвижимость, агентства недвижимости Можайска и Можайского района


Продажа недвижимости
Квартиры, Дома, Участки.
Покупка недвижимости
Квартиры, Дома, Участки.

См. также Сдам, Сниму, Меняю
Самый полный перечень предложений по недвижимости Можайска.



Работа в Можайске:
Предоставляю работу (вакансии)
Ищу работу
Работа (разное)
Центр занятости Можайска



Авторынок Можайска:
Продажа автомобилей
Покупка автомобилей



Расписание автобусов, электричек:
Расписание автобусов и электропоездов
Расписание электричек от tutu.ru


Ремонт офисной техники, настройка ПО, заправка картриджей.
Осуществляем бесконтактный прием и удаленную помощь в настройке и установке ПО.

Книга «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».     


ГОРОДСКАЯ ЗАСТРОЙКА.

    Расцвет Можайска пришелся на середину XVI века. Этому способствовали три городские функции, соединившиеся воедино: культовая (богомолье, паломничество), столичная (подмосковные дворец царя, двор патриарха...), воинская (ставка, сборы войск). В это время максимально расширилась территория посада города. На ней находилось тогда около 2000 посадских и слободских дворов, не считая крупных царских, боярских, монастырских, церковных... Население составляло тогда до 12 тысяч человек, а в летние периоды, с наплывом паломников-богомольцев, раза в полтора больше.

    Вообще паломничество было очевидно главной причиной развившегося своебразия города: его структуры, застройки, градостроительной композиции. А это все выделило Можайск из других городов Руси, придало ему уникальные черты.

Можайск-священный город русских. XVI век.
Можайск-священный город русских. XVI век.

    Возьмем храмы. Они не просто были "рассыпаны" по жилому посаду. Десять монастырей правильным кольцом окружали крепость города (венчая ближайшие к нему холмы): Якиманский, Борисо-Глебский, Троицкий, Пятницкий, Богородицкий, Петровский, Воскресенский, Благовещенский, Петропавловский, Мироносицкий. На восточной окраине можайского посада начало складываться второе кольцо мнастырей: Мокро-Никольский, Сретенский, Настасьинский. По холмам берега реки Москввы встало три монастыря: Лужецкий, Васильевский, Алексеевский, возможно Покровский-четвертый. Два монастыря: Борисо-Глебский и Троицкий стояли по сторонам Большой Московской улицы-дороги, образуя своеобразные парадные "ворота" города после въезда на его посад с окраины: на каждом монастырском дворе стояло по два храма - зимний и летний.

    Из множества деревянных храмов посада можно отметить в первую очередь церкви, окружавшие торг: Успения на Площади возле Государева двора, св. Николы Чудотворца на самом дворе, св. Флора и Лавра на Торгу, Никиты на Площади, Троицы, Афанасия и Кирилла на Большой Московской улице, Симеона Столпника, Происхождения Честнаго Креста Господня на Площади против крепости. Торг имел низкую и своеобразную застройку (ряды, лавки, скамьи, амбары), отличавшуюся от жилой застройки посада. Кольцо храмов и выделяло торговый центр Можайска в структуре города. А поскольку торг занимал высшую точку города, то и кольцо храмов перед крепостью было отовсюду видно, даже из загородья.

    Еще один храмовый ансамбль был организован южнее крепости вокруг пруда. По берегам его кольцом стояли: надвратные храмы св. Николы Можайского и Воздвижения Честнаго Креста Господня, Успения Богородицы на Площади возле Государева двора, св. Николы Чудотворца на самом дворе, св. Козьмы и Дамиана за Государевым садом. Варвары Великомученицы, Иоанна Предтечи, Успения Богородицы Успенского монастыря, Андрея Стратилата. Надо ли говорить, сколь красив был пруд в окружении храмового ожерелья, зелени Государева сада, садов возле храмов и на Богородицком холме.

    Красив был также приречный ансамбль храмов с севера от крепости. Слева по высокому берегу Можайки стояли храмы св. Петра и Павла, Жен Мироносиц, Никиты на Псарне, Георгия возле Псарни. Справа стояли храмы во имя св. Симеона Столпника, Иоакима и Анны, Трех Святителей, Происхождения Честнаго Креста Господня на Давыдовой горе, Анастасии Мученицы. Замыкал эти две "шеренги" храм во имя св. Василия Кесарийского на Васильевской горе.

    Красивейшими были также внешние панорамы города: при подъезде от Москвы, Вереи, Смоленска. Но особенно примечательной была панорама Священного города из-за реки Москвы. Она и сегодня впечатляет, хотя в городе виднеется всего три храма, а на окраине справа - лишь Лужецкий монастырь. В XVI веке при подъезде из Рузы и Волоколамска было видно, как на гигантском общегородском холме поднимался густо обставленный храмами Священный город, а над ним возвышались десятки церковных главок и крестов, отражаясь в водах реки-Москвы.

    Если перейти от рассмотрения градостроительной композиции Можайска к его структуре и застройке, то здесь также можно было найти много специфически-можайского, связанного с существованием потока паломников.

    Например, при знакомстве с можайскими актами конца XVI века обращает на себя внимание существование большого количества келий нищих почти в каждом церковном или монастырском дворе. В них жили не просто бедствующие старые люди. Это были "нищенствующие", которые "питались от церкви Божией". А разница от уличных или рыночных нищих была существенной. Многие из них были блаженными, юродивыми ("юродствующими во Христе"). Ксендз Савицкий отметил, что при соборе св. Николая в крепости обитал нищий, "который для покаяния и ради нравственного усовершенствования уже тридцать лет ходит нагим и которого почитают как святого. Но нам не хотели показать его, хотя недавно перед тем его показывали другим нашим товарищам, которые перед нами были в крепости и от которых мы узнали об этом человеке".

    Подаяние при храме как бы входило в церковный обряд: должны быть дающие, должны быть берущие. Так было в церкви принято. Патриарх Иоаким, как здесь уже отмечалось, после церковных служб раздавал деньги находившимся возле него епископам, игуменам, протопопам, другим служителям церкви - далеко не нищим.

    В крепости Можайска имелось 2 богадельни, "а в них 12 человек нищих", причем один из них владел лавкой на торгу. В целом такого рода церковные нищие составляли как бы особый социальный слой Священного города. Избы-кельи нищих при храмах позволяют представить размах паломничества в Можайск ХVI века, ибо нищие эти жили не столько за счет средств можайцев, сколько за счет средств паломников, посещавших церкви Священного города.

    Паломничество отражалось как-то и на жилой застройке города - ведь можайцы каждое лето принимали тысячи богомольцев, предоставляя им кров. К сожалению, такого рода своеобразия дворов уловить не удается. Исторические документы позволяют определить лишь следствие богомольного потока - большое число монастырей, храмов, государевых дворов и подворий, богаделен и келий нищих.

Никольский спуск к реке Можайке -
(ныне Бородинская улица)
- древнейшая улица Можайска.

    Огромным был можайский торг и на его величину, сезонное увеличение или уменьшение очевидно тоже влиял поток паломников. Ряды, лавки, амбары, скамьи, полки достигали 400. Имелись ряды Большой Пушной старый и новый, Иконные старый и новый, Овчинный, Сапожный, Подошев-ной, Седельный, Трушный, Горшечный, Кувшинный, Мясной, Масляной старый и новый. Пирожный, Рыбный, Солоденой... На торгу имелась таможенная изба возле старого Иконного ряда. Здесь же торговали крестьяне дворцовых сел Шеборшина, Кукарина, Белей, Нового, Чертанова, Покровского, даже Борисова городка, Вязем. Улица, спускавшаяся от торга к Можайке с ее 20 кузницами, указывает сколь велико было гужевое движение через Можайск.

    На посаде имелось несколько общественных дворов и подворий монастырей: гостиные дворы, ямские дворы, на Петровской улице - подворье Колоцкого монастыря, на Благовещенской - Иосифо-Волоколамского... В Благогвещенской же улице имелось подворье государевых сел "прикащиком на приезд".

    В конце XVI века описи Можайска упоминают более 40 слобод, более 60 улиц и переулков. Несмотря на ряд эпидемий, выкосивших население города к концу XVI века. Священный город продолжал существовать, привлекая к себе тысячи паломников. И русские православные люди шли в него, тянулись к св. Николе Можайскому, веря, что Никола всемогуч, он "Можайский", а следовательно все может и всем поможет. Этим и жив был Священный город русских!


Оглавление          <<-      22  из  24      ->>


  




Общественный сайт Можайска. Установить в Яндекс.Бар

Добавить баннер www.mozhaysk.ru на свой сайт













© 2001-2024 КОМПАС
Admin: admin@mozhaysk.ru | Web-master: webmaster@mozhaysk.ru вверх