Книга «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».
СВЯТЫНЯ РУССКИХ
|
Святой Никола Можайский, 1409 г. |
Можайский чудотворный образ св.
Николая был целью многовекового паломничества и священным объектом
поклонения тысяч, миллионов православных русских людей, начиная от убогих
нищих и кончая великими князьями, царями, например, Иваном Грозным или
Борисом Годуновым. Бесчисленное множество резных и живописных
воспроизведений образа разошлось из Можайска по городским и сельским
храмам Святой Руси. Поэтому он заслуживает величайшего почтения,
пристального внимания и всестороннего рассмотрения. В образе св. Николы
Можайского интересно все, вплоть до мелочей, нюансов.
Святыня в настоящее время
находится в Третьяковской галерее и выставляется там для показа просто как
деревянная статуя - памятник резного средневекового христианского
искусства. В отличие от прошлых столетий, когда она вся была "усыпана"
драгоценностями, статуя доступна сейчас для осмотра каждому человеку,
посещающему галерею.
Экспонат представляет собой
фигуру Святителя, вырезанную из дуба в полный человеческий рост. В основе
- толстая, плоская доска, а фигура в святительском облачении, изваянная
лишь спереди и по контуру, имеет четкий пластический рисунок и силуэт.
Лицо, руки с мечем и градом, а также ноги снизу добавлены и прикреплены
отдельно, потому что не могли быть вырезаны сразу из той же
доски-основы.
На фигуре хитон - нижняя
святительская одежда, сверху фелонь - накидка с вырезом для головы, но без
вырезов для рук. Окружив шею с плеч спускается своими краями омофор -
лента (была белой) с черными крестами. Прямой меч в правой руке почти
вертикален, пальцы левой руки, согнутые как на скрипке, поддерживают на
ладони деревянный макет града-крепости, наклоненный к зрителю. Стены града
образуют восмерик, на них - зубчики, спереди по трем пряслам крупная
черная надпись "град Можае" ("ск" стерлось, исчезло, но существовало, судя
по упоминанию конца XVI века). Из града вынута и утеряна еще в древности
одноглавая церковка, которая была вставлена сверху в него как в карман и
закреплена фиксационным штырем (сзади града - отверстие).
Так как у фигуры позади плоскость
и нет достаточной глубины, она хорошо смотрится лишь фронтально, спереди,
как бывало прежде: на фоне стены, в обрамлении киота, то есть в былом
архитектурном окружении. Только так, в качестве плоскостной иконы, она
воспринималась всегда зрительно русскими людьми. К ней лучше всего
подходили тогда характеристики: "икона на рези", "икона на рези в храмце",
"резной образ", указывающие на особенный ее вид, а главное на
содержательный, духовный смысл (!).
Ныне фигура выхвачена из
"божественной сцены", "храмца" и предстает как изолированный от них
"персонаж", как фрагмент иконы, хотя и главнейший. Естественно, ее часто
называют статуей, скульптурой, иногда горельефом, указывая тем самым на
характер первичной, материальной формы (!).
Получается, что в старину фигура
была основой иконы, в условиях музея - изолированная статуя. Все дело
теперь в акцентах, в зависимости от того, кто что и как желает видеть.
Если примирять позиции, то можно условно считать резной образ (как
произведение искусства) находящимся в пограничной зоне между понятиями
"трехмерная статуя" и "двухмерная икона", а говорить лучше о его
художественной форме и символическом содержании. Анализ формы глубже
раскрывает "статуарность" образа, анализ содержания - его сущность.
Впереди также загадки происхождения, датировки Святыни, наконец,
удивительный вопрос ее чудотворности.
|